Мистический салон в Мошковом переулке

Фото новости
13 августа 2017 года

 

Новый герой проекта «Дворянское гнездо», чей День рождения отмечается сегодня, князь Владимир Федорович Одоевский был последним представителем княжеского рода, который восходил к самим Рюриковичам. Но, по словам современников, Владимир Одоевский не придавал значения своему княжескому титулу, чем приводил в изумление аристократов, завидовавших древности его рода. 
Гораздо важнее Одоевскому были романтизм и философия. Обычно жизнь и творчество Одоевского делится на несколько периодов, совпадающих с его переездами из Москвы в Санкт-Петербург. Но наиболее ярким становится, все-таки, Петербургский период, связанный с домом в Мошковом переулке.
Все дело в том, что в своем доме супруги Одоевские держали популярный литературно-музыкальный салон. За старым роялем, окруженным мебельным гарнитуром, собирались известные писатели и музыканты эпохи. Жена Одоевского, княгиня Ольга Ланская любила светскую жизнь и с легкостью поддерживала беседу. А в свободное время давала указания по закупке тканей для штор и обивки стен, проявляя особенный вкус и отличное знание моды.
Сам же князь Владимир буквально жил своим салоном. Для Одоевского это была попытка объединить творческих людей Петербурга, невзирая на их общественное положение. "В доме его … все были равны — в буквальном смысле этого слова: вельможи и артисты, ученые и художники, чиновники, мастеровые, старики и молодые — все одинаково подпадали немедленно под беспристрастный уровень его радушия и доброжелательного внимания», - так вспоминает Тимирязев еженедельные собрания у Одоевского. Перечислим только самых известных гостей: Лермонтов, Гоголь, Пушкин, Жуковский, Крылов, Белинский, Вяземский, Соллогуб, Баратынский, Достоевский, Тютчев, Фет, Гончаров, Григорович, Тургенев, Лев Толстой...
Сам хозяин салона был не менее многогранной личностью, чем его именитые гости. Его знали как литератора, критика, публициста, общественного деятеля. Современники не зря прозвали его русским Фаустом. В произведениях князя можно было найти фантастику, сатиру, игру интриг и глубокую философию. Но любимым делом Одоевского всегда оставалась музыка. Самого князя считали очень неплохим музыкантом. С ним дружили Берлиоз, Глинка, Чайковский и Даргомыжский. А наиболее органично его таланты и переживания о судьбе музыки сложились в известной каждому с детства сказку «Городок в табакерке».
Дом Одоевских был известен также остротой и своеобразием подававшихся блюд. «На средине его стола, — пишет современник, — всегда стояла целая батарея всевозможных соусов, собранных со всего зем­ного шара, которые мы иначе не называли, как ядами, до такой степени они были сильны». Примечательно, что увлекающийся химией Одоевский многие из них готовил исключительно сам.
Этим он очень поражал своих искушенных гостей, которым вкушение соуса казалось более удивительным, чем увлечение хозяина мистическими учениями, средневековой магией и алхимией. А просуществуй салон до наших дней, современных блоггеров князь Одоевский поразил был тем, что еще в 1837 году в своем утопическом романе «4338-й год» первым предсказал появление социальных сетей и Интернета. В своём сочинении Одоевский описал мир, где «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом».
К сожалению, до наших дней было не суждено просуществовать не только салону князя Владимира, но и самому дому Одоевских. Со старых фотографий на нас смотрят покосившиеся подоконники, утопающих в стройности арок окон. А правильность классических форм здания, без излишней вычурности, подчеркивает аристократизм хозяина и его стремление к равенству, еще раз напоминая о том, что главной красотой человека является его душа.

 

Комментарии
Виктория16 августа 2017 года, 15:03
Очень интересные фрагменты из истории! Есть возможность "освежить" память, либо узнать что-то новое. Сайт Лендлорд уникален!