«Не в дружбу, а в службу» или история о подаренном особняке

Фото новости
23 марта 2017 года

В самом центре южной столицы, на Пушкинской 115, утопая в летних лучах, стоит славный особняк, ныне - областной музей изобразительных искусств.
С домом Апполона Петрова связана необычная история: изначально его владельцем был вовсе не Петров, а купец Андрей Домбровский. Однако, пока шло строительство здания, дела торговца пошли на спад, и, увязнув в долгах, он так и не смог ощутить себя полноправным хозяином величественных стен. На выручку банкроту Андрею Андреевичу пришло управление Владикавказской железной дороги, со своим стремлением приобретать, как сейчас бы сказали, «элитную» недвижимость в центре Ростова. Новый трофей пришелся чиновникам «по вкусу»: статный, великолепный дворец был выполнен в стиле барокко, классицизма и ренессанса и полностью соответствовал тогдашней моде.
Однако, на рубеже 19-20 веков «Ростово-Владикавказская железная дорога» погрязла в многочисленных судебных процессах, связанных с приобретением участков земли под новые железнодорожные линии на Северном Кавказе. В отчаянии начальник дороги И. Иноземцев поклялся, что подарит «особняк Домбровского» юристу, который отсудит необходимые дороге земли.
Известные адвокаты никак не отреагировали на заманчивое предложение. Тогда свои услуги предложил, до того времени никому не известный, ростовский стряпчий Аполлон Петров. Он действительно выиграл в пользу дороги нужные процессы, благодаря которым железная дорога получила необходимые земли, а он получил обещанный особняк.
На первом этаже здания были расположены основные залы, а в цокольном этаже находились помещения для прислуги, кухня и котельная. Что интересно, так это то, что наверх пища подавалась по эскалатору. Другой связи между этажами не было.
В 20-х годах XX века особняк национализировали и передали детскому дому. После этого его еще несколько раз передавали разным организациям, однако в 1959 здание наконец-то обрело нынешнего владельца в лице Ростовского областного музея изобразительных искусств. Надо сказать, что массивные колонны, увенчанные вазами, и лепные фигуры на фасаде смотрятся очень гармонично, а сам дом идеально подходит для музея.
Особняк Петрова и по сей день удивляет своей красотой. Кажется, что все в нем продумано: даже железные ворота декорированы ажурными цветами и напоминают, скорее, произведение искусства, чем обычное ограждение. И пусть дом во многом похож на архитектурные памятники своего времени... У особняка Апполона Петрова есть свое «лицо». Такое гордое и величественное.

Комментарии

Комментарии отсутствуют