"Первенец" конструктивизма в Ростове

Фото новости
25 апреля 2018 года

Дворец культуры железнодорожников, известный в народе как Лендворец - это один из самых первых в стране Дворцов для рабочих. Он до сих пор остается одним из крупнейших дворцовых зданий на юге России.

Первоначально здание называлось "Дворец труда" и задумывалось как здание-памятник, здание-монумент, имеющее большое градостроительное значение – так прослеживалась пространственная связь городка железнодорожников с самим городом.

В строительстве здания особое внимание уделялось памятным датам и событиям. Например, место под строительство Дворца культуры было выбрано не случайно - на этом месте (бывшая Базарная площадь), в декабре 1905 года рабочая дружина, состоящая в основном из рабочих Владикавказской железной дороги, на баррикаде № 1, с 13 по 20 декабря отражала натиск царских войск и казаков. Здесь же, на этой баррикаде, 14 декабря погиб Анатолий Собино (его именем в Железнодорожном районе названы улица и парк культуры и отдыха).

Закладка фундамента будущего Дворца культуры железнодорожников состоялась 3 мая 1924 года - именно в этот день отмечалось 50-летие главных мастерских Владикавказской железной дороги (ныне РЭРЗ).

После перебора многочисленных проектов специальная Комиссия остановила свой выбор на проекте, разработанном гражданским инженером М.Н. Кондратьевым и архитектором А. Маркеловым. Дворец должен был являть собой контраст вытянутого по горизонтали основного объема здания и вертикали башни. А она представляла собой мощный, сужающийся кверху объем, закрученный по спирали монументальной лестницей, ее обрамляющей.

Строительство началось без подробно разработанного проекта, плана организации работ и предварительной сметы. В ходе работ несколько раз менялась ориентация главного фасада, переносились вспомогательные постройки. В предполагаемых сроках строительства постоянно сдвигались из-за доработки проекта. Кондратьев стремился отстоять свое видение будущего Дворца Труда. В итоге, принимается решение при сохранении полезной площади отказаться от «излишеств» в виде наружных лестниц. Когда Кондратьев отходит от дел, разработку проекта параллельно с идущей стройкой заканчивает ростовский архитектор Л.Ф. Эберг. Ему предстояло сделать и третий, окончательный вариант проекта, который был утвержден вместе с окончанием строительства.

Самые большие метаморфозы произошли с башней: она получилась в виде вытянутого объема - ничуть не напоминающей свой спиралевидный прототип.

Строительство продвигалось быстро, и уже в октябре 1927 года здание было готово к сдаче в эксплуатацию. Торжественное открытие состоялось 6 ноября, в канун десятилетия Октябрьской революции.

Во время Великой Отечественной войны Дворец культуры был разрушен. Проект восстановления Дворца составила архитектор Зоя Поченцова-Орлинская. Во время реконструкции Дворца культуры его первоначальный облик был изменён в «модном» в то время стиле «сталинского ампира». У главного входа во дворец был пристроен гигантский портал с колоннадой. Полностью восстановительные работы завершились в 1957 году.

Следы первоначального замысла видны лишь в частично сохранённой башне. Тем не менее, взгляд с большой дистанции позволяет представить силуэт здания в первозданном виде.

А Вы давно были в Лендворце? Может быть, приближающие майские праздники — хороший повод оценить этот гигант конструктивизма?

Комментарии

Комментарии отсутствуют