Белая дача с белым роялем в Наумово

Фото новости
21 марта 2018 года

В Международный день поэзии в Торопецком уезде Псковской губернии появился на свет величайший русский… композитор Модест Петрович Мусоргский. Здесь прошло его детство, и детские впечатления от жизни в российской глубинке глубоко запали в душу ребенка, став истоками его творчества. А имя этой глубинке было Наумово и именно ей посвящен новый выпуск проекта «Дворянское гнездо»
Мусоргские принадлежали к старинному, некогда княжескому роду, вели свою родословную от смоленских князей – потомков Рюрика в 33 поколении. Сам же Модест был новатор по призванию, ломал стереотипы и создавал новый музыкальный язык. И именно в Наумове, в наследной усадьбе, принадлежавшей деду композитора И.И. Чирикову, он мог сполна заняться своим творчеством. 
Здесь все сохранилось в первозданном виде: дом с мезонином, расположенный на берегу живописного Жижицкого озера, флигель, оранжерея, людская. В этой усадьбе родилась мать композитора, здесь прошло ее детство и юность. Первое впечатление от Наумово, которое высказывали гости: очевидная схожесть с пушкинским Михайловским: барский дом и хозяйственные постройки образуют каре. Перед барским домом — круг из дерна. В центре круга — дерево повыше, по периметру — деревца пониже. 
Центральный предмет мебели в столовой — стол, сервированный на четыре персоны. Если предположить, что стол разложен до максимальной длины, то за ним вполне могли поместиться до 10 человек. Из комнаты матери берет начало анфилада парадных комнат барского дома. Вокруг столика расставлены тонкие ажурные кресла с гнутыми локотниками. По внешнему виду они очень похожи на мебель в стиле жакоб — не хватает только декора из латунных полосок. Центральная вставка на спинке из перекрещивающихся реек дополнена деталью, стилизованной под плоскую раковину. 
Белая зала оформлена белой крашеной мебелью (трюмо, скамейки, подставки под вазы), но наполнена не совсем белыми стульями для зрителей. Рояль тоже белый. Белая зала — самая светлая комната, быстрее и лучше других помещений дома прогреваемая лучами солнца. В 1870-е годы Мусоргскому как будто не хватало солнца и тепла. Его волновали непреходящие темы жизни и смерти, одиночества. В этот период он создал вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Без солнца», романс «Злая смерть». И белая зала словно призвана была вытянуть Модеста из мрачного плена дум. И современники говорили, что свет все же возобладал над темными терзаниями композитора и на заре жизни хозяина Наумово согрелось в лучах доброты, как и его музыка.

Комментарии

Комментарии отсутствуют