Театр Асмолова – центр культурной жизни Ростова

Фото новости
26 марта 2018 года

Представители Ростовского бомонда всегда мнили себя заядлыли театралами. Однако второй в истории Ростова театр - Гайрабетовский появился только в 1864 году, а находился он (немного - немало!) на месте нынешнего здания Городской Думы. Это было двухэтажное деревянное здание, больше похожее на сарай. Рядом с ним располагались заезжие цирки, зверинцы, стояли армянские лавочки. Город рос и развивался, и ему требовалось новое здание театра, разрешение на строительство которого никто не мог получить. Связано это было с тем, что владельцы Гайрабетовского театра имели влиятельных покровителей в Городской Думе и были озабочены тем, чтобы в городе не появлялось другого театрального здания, которое могло бы составить ему достойную конкуренцию.
Несмотря на все препятствия, в 1882 году владелец крупнейшей табачной фабрики В.И. Асмолов получил разрешение от Думы на строительство театра на Таганрогском, а ныне Буденновском, проспекте. Для реализации своего проекта Владимир Иванович пригласил академика В.О. Шервуда, автора исторического музея на Красной Площади в Москве, и 19 октября 1883 года в Асмоловском театре в первый раз открылся занавес.
Асмоловский театр имел трехъярусный фасад, увенчанный двумя декоративными шатровыми башнями. Особую праздничность его облику придавала затейливая композиция на фасаде проемов разного вида, многочисленных кокошников, наличников, розеток, кронштейнов и вставок. Также на ранних фотографиях можно увидеть красивейший каменный балкон, который позже был заменен на кованый железный навес. Возможной причиной такой замены стали его массивные опоры, которые занимали пространство пешеходной части тротуара.
В 1894 году на роль режиссёра был приглашен Николай Синельников — в то время очень известный театральный деятель и прекрасный актер. Николай Николаевич первым в России поставил пьесу Чехова «Дядя Ваня» и сделал это именно в театре Асмолова! В мемуарах он вспоминает:
"Как-то я остановился у витрины книжного магазина. Читаю названия выставленных в окне книг. «Дядя Ваня» - Чехов. Покупаю. Прочитал. Собрал товарищей. Ставлю. ... Публика в восторге, овации мне, труппе. Крики: телеграмму автору! Составили, послали в Ялту.
Это происходило в 1897 г., когда Антон Павлович еще не был популярен как драматург. Чехов, получив телеграмму, запрашивает письмом местного-адвоката Волькенштейна, товарища по Таганрогской гимназии, просит объяснения телеграммы. В то время пьесы ставили без особого разрешения автора, и Антон Павлович не подозревал, что «Дядю Ваню» где-то играют. Возможно, что наша постановка этой пьесы была первой в России".
Сам Асмолов очень любил своё детище, но с возрастом, устав от дел и болезней, он охладел к театру и в 1910 продал его. Новыми хозяевами стали присяжный поверенный Лев Филиппович Волкенштейн и потомственный почетный гражданин Иосиф Моисеевич Файн.
Привычная, счастливая жизнь закончилась с началом революции – в 1918 году решением казачьего круга театр упразднили «За ненадобностью». С приходом Красной армии жизнь его возобновилась, но ненадолго — в холодную ноябрьскую ночь здание сгорело. Огонь уничтожил все декорации, реквизит и костюмы. Официальной версией пожара была признана злобная реакция контрреволюционных элементов. Труппу переселили в соседний «Дом приказчика», сцена там была, но крайне маленькая, не соответствующая размаху постановок. А город привык к театральной жизни — многогранной и полноценной.
В 1928 году городской совет обратился к Луначарскому за помощью, поведав о горестях театральной жизни. И нарком просвещения решил дело — дал добро на постройку будущего театра драмы имени М. Горького, который есть отличный повод посетить 27 марта во Всемирный День театра.

Комментарии

Комментарии отсутствуют