"Поздняя любовь купца Парамонова"

Фото новости
20 марта 2017 года

Говорят, что судьбы архитектурных памятников очень походят на судьбы людей, и каждая пережитая эпоха оставляет свой неизгладимый след на каждом из них. В начале улицы Большая Садовая, на углу переулка Халтуринского, стоит большой красивый двухэтажный дом, и сегодня в рамках проекта «Во имя будущего» о нем и пойдет речь.

Об актрисе Маргарите Черновой в то время говорил весь ростовский свет: талантливая, умная, хорошо воспитанная и, что немаловажно, очень прагматичная женщина. Она умела поддержать беседу и обладала удивительным природным магнетизмом, который сразу же оценил богатый ростовский купец XIX века Елпидифор Парамонов. Он был настолько сражен силой женской красоты, что часами дежурил с охапками цветов у гримерки актрисы. Но Маргарита оказалась женщиной неглупой — бросаться в объятья богатому воздыхателю она не спешила, но и в надежде на ответные чувства не отказывала. Все желания капризной фаворитки исполнялись. И одним из таких щедрых подарков стал дом на Садовой.

Главным критиком и идейным вдохновителем проекта особняка была сама Маргарита Никитична. Как пишут исследователи, она лично выбирала, каким будет внешний облик дома, и настояла на архитектурных изысках в стиле барокко: богатой лепнине в виде гирлянд, масок, медальонов, атлантов с кариатидами, поддерживающих кронштейны здания.

Дом с атлантами стал городским салоном. Главной частью его был зал, окна которого выходили на тенистую Большую Садовую улицу. Именно здесь хозяйка устраивала приемы, спектакли и концерты. По воспоминаниям, здесь даже была небольшая сцена, где блистала Маргарита Никитична. В 1917—1920 по инициативе Маргариты Черновой была открыта «Театральная мастерская», которую в свое время даже посетил Николай Гумилев.

Есть у дома Маргариты Черновой еще одна легенда, очень похожая на правду: старожилы рассказывали, что под всем двором располагался огромный подвал, из которого можно было попасть в подземный ход, ведущий к реке Темерник. Говорят, даже были здесь лабиринты подземных катакомб греческого поселения. Пользовались ли первые хозяева тайными ходами, доподлинно не известно. С приходом в город новой власти в 1920 году Маргариту Чернову выселили, а здание национализировали. На первом этаже и в подвале разместилась Аптека № 2, а на втором этаже — Детская коммуна № 5.

Спустя пятнадцать лет в здании находился партийный архив Ростовской области, а после распада Советского Союза — Государственный архив Ростовской области. К началу 2000-х годов здание находилось в аварийном состоянии. В 2001 году была проведена реконструкция — дом был разобран и вновь воссоздан. При восстановлении использовались оригинальные элементы декора. В настоящее время в здании размещается отделение Банка Москвы.

Что же касается самой Маргариты Черновой, то ее имя растворилось в буре революции. Говорят, что после того, как у нее отняли дом, она сильно сдала — сказались и постоянные хождения по инстанциям с просьбой вернуть ей хотя бы часть жилья, и возраст.

Вот строки из опубликованного дневника Евгения Шварца, в которых можно найти последнее упоминание о Маргарите Черновой: «Особняк Черновых на Садовой улице в Ростове-на-Дону. Двадцатый год. «Театральная мастерская» захватила особняк не без участия хозяев. Дочка их, ее муж, брат мужа — все артисты театра. Старики Черновы забились в одну из комнат в глубине особняка. Зал черновского особняка, большой для богатого дома, превращен был в крошечную театральную залу. А мы, случайно выбравшиеся из юношеского бесплодного, несамостоятельного бытия, стали профессиональными актерами. И сами не верили этому. Быт в те дни был тяжелый...»

Но у ростовчан остался большой красивый особняк, который напоминает о поздней любви купца к актрисе и том беззаботном времени, когда Большая Садовая утопала в фруктовых деревьях.

 

Комментарии

Комментарии отсутствуют