Особняк, появившийся благодаря любви

Фото новости
20 сентября 2020 года

Сегодня в рубрике “Во имя будущего” расскажем о доме ростовской актрисы Маргариты Черновой, который стал объектом культурного наследия регионального значения🎖

Богатый купец Елпидифор Трофимович Парамонов долго ухаживал за красавицей Маргаритой, но сдалась она только после предложения выстроить для неё дом.

🌿Место выбрали красивое и безопасное. Это была окраина города, и Парамонов, который не особенно хотел афишировать свои отношения с актрисой, мог приезжать сюда, прячась за деревьями.

Автором проекта рачительный купец выбрал старшего архитектора Ростова Николая Дорошенко. Он выстроил множество сооружений в стиле кирпичной эклектики и в русском стиле (Дом Врангеля, пер. Газетный, 8; дом Петрова, ул. Пушкинская, 115; особняк Великановой, ул. Серафимовича, 15).
Однако к этому проекту Парамонов попросил Дорошенко отнестись с особой тщательностью. В доме Черновой должна была поселиться любовь.

Главным критиком и идейным вдохновителем проекта особняка была, естественно, сама Маргарита Никитична. Она лично выбирала, каким будет внешний облик дома, и настояла на архитектурных изысках в стиле барокко.
На втором этаже находились жилые помещения.
Окна зала приёмов выходили на Большую Садовую. В зале располагалась сцена, были более высокие потолки и роскошный декор.

Вдоль фасада по Халтуринскому переулку располагались столовая, гостиная, спальня и другие помещения. Каждая из комнат была декорирована лепниной, расписанной масляными красками.

Венчала здание грациозная башенка, а на фасаде разместились мощные атланты и элегантные вазоны.

При всем творческом подходе Маргарита Никитична была прагматичной и сделала инвестиции в будущее: сдала первый этаж своего нового владения аптекарю Абраму Шамковичу. Бизнес набирал обороты, и если бы не революция (к которой, кстати, приложил руку и младший сын купца Парамонова), все бы у предприимчивых ростовцев было хорошо.

▪Счастливая жизнь в доме на Большой Садовой закончилась в 1920 году. Елпидифору Трофимовичу увидеть все ужасы революции, к счастью, не довелось. Он умер спустя 10 лет после окончания строительства особняка Черновой.

С приходом в город новой власти Маргариту Чернову выселили, а здание национализировали.
В 1926 году Президиум Ростово-Нахичеванского городского Совета Донского округа постановил передать особняк краевой прокуратуре.Спустя пятнадцать лет в здании размещался архив Ростовской области. К началу 2000-х годов здание находилось в аварийном состоянии. В 2001 году была проведена реконструкция — дом был разобран и вновь воссоздан. При восстановлении использовались оригинальные элементы декора.

У ростовчан остался большой красивый двухэтажный дом под номером 27/47, который напоминает о любви купца к актрисе и том беззаботном времени, когда деревьев на Большой Садовой еще было много…

В следующий раз расскажем о Площади трёх Цирков.